Вера Бабичева об открытии ТОМа

Краткая история создания “Творческого объединения мастерских Голомазова”

Осенью этого года  в театральной жизни Москвы призошло знаменательное событие: в “ТЦ на Страстном” выпускники мастерских Сергея Анатольевича Голомазова актерского факультета ГИТИСа, объединившись в “Творческое обьединение мастерских Голомазова”- сокращенно “ТОМ Голомазова”, во главе с мастером, педагогами и помощниками представили “ТОМ” миру.

U TOMaПедагог ГИТИСа и мастерской, актриса “Театра на Малой Бронной” и Председатель союза “ТОМ Голомазова”, Вера Бабичева рассказала об основных вехах создания “ТОМ”а

— Вера Ивановна, кому принадлежит идея создания союза под названием “ТОМ Голомазова”?

— Напомню,что у Сергея Анатольевича уже состоялось 4 выпуска актеров. Каждый раз испытываешь жуткую боль за те работы, которые сделаны ребятамии и педагогами, но ребята выпускаются и спектакли уходят в никуда. И каждый раз это потеря. Да, иногда случается так, что, приложив невероятные усилия, спектакль проживет еще 2 максимум 3 года, но потом разваливается.  Это беда всех. Много говорят и пишут об этом. Я, еще будучи выпускницей театрального ВУЗа, мечтала о том, чтобы наши дипломные спектакли игрались и после окончания учебного заведения.

Я знаю даже людей, которые хотят найти помещение, где бы игрались дипломные спектакли. И это неплохая идея.

S TOMovkamiУ каждого выпуска есть наиболее удачные спектакли. У первого выпуска (выпуск 2002 года)- это «Безотцовщина» и » Яма». У второго выпуска — “Тартюф”, третий же почти полностью ушел в Театр на Малой Бронной, как и некоторые выпускники 4-го выпуска — 2014 года. Но, во-первых, в театре идет ремонт, во-вторых, он не резиновый. В-третьих, уже стало понятно, что компания уже разрастается и становится большой.

И однажды родилась идея. Вернее, рождалась (рожалась) она давно. Она произносилась вслух, она была темой, мечтой, потому что об этом мечтают все.

-Как происходило воплощение идеи в жизнь?

— Иногда бывает, что в нужное время и в нужном месте встречаются нужные люди.

Я много говорила о необходимости такого проекта, сыпала, придумывала подобные прожекты.

И вдруг в нашей компании появился человек. А возник он из зрительного зала. Сначала пришел на спектакли на Малой Бронной, увидел выпускников-2010. Потом посещал мои спектакли, а впервые я его увидела, когда он подарил мне цветы по окончании спектакля.

rech        Потом мы познакомились,  на спектакли он приводил свою семью, жену и детей, своих друзей. Затем стал посещать дипломные спектакли этого выпуска, 2014 года. Он оказался  очень интересным человеком, судья, юрист по профессии. Он не имеет никакого отношения к театру, кроме одного — он его любит. Это Виктор Бациев. Он достаточно молод еще, где-то 40 с небольшим. После того, как мы подружились, Виктор начал ездить с нами на гастроли, помогать ребятам разгружать вещи, отвозить всех на вокзал. Также помогали и его друзья, очень крупные юристы. Вокруг нас образовалась такая интересная компания.

Однажды Виктор сказал мне, почему мы не можем создать сообщество, обьединив всех выпускников? Сначала я сказала этого не может быть.

Поэтому трудно сказать, кому принадлежала идея.  Да нам всем. Может быть, я всех собрала.

KHOMSKIY— Как выбирали название для союза?

— Мы очень долго думали как мы должны называться. Весь май был посвящен этой переписке. Я, кстати, хочу собрать эти варианты. Они у меня в личке есть. И в какой-то из дней, Артемий Николаев предложил название “ТОМ Голомазова”.

Нам всем очень понравилось.  И совсем недавно, мы сообразили, что первый спектакль, в котором Голомазов стал известен Москве- это спектакль  «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда.

После чего он поставил еще 2 пьесы Стоппарда в театре на М Бронной. Я, Катя Дубакина, Сережа Кизис, ребята из нашей компании, пришли в спектакль Тома Стоппарда «Аркадия». Это наш самый любимый драматург, драматург, которого я считаю лучшим, и не только я. Пьеса «Аркадия»- самая лучшая, и это правда, она гениальная. И я подумала, ну конечно же “ТОМ”, а что же еще?

На каком этапе работы над созданием проекта рассказали о нем Сергею Анатольевичу и какова была его реакция на это сообщение?

Голомазову мы не говорили. Оговорюсь, cначала не говорили. Мы говорили друг с другом. Сначала я задавала вопросы Александру Боброву (выпускник мастерской-2010 и актер “Театра на Малой Бронной”,  впоследствии — исполнительный директор “ТОМ”а). Я спрашивала его: Саша, мы можем с этим справиться? Потом я задавала вопросы девочкам, которые занимались административно-продюссерской деятельностью: А мы потянем это? Я Весы по гороскопу, всегда сомневаюсь. Когда мы это рещили, я в это все не очень верила. Но есть такая фраза: “не поедем, так хоть помечтаем”.Когда я поняла, что ситуация ушла куда-то очень далеко, то я поняла, что нужно говорить Голомазову. Честно говоря, сказала это я ему со страхом, думая, что он скажет: “хватит этих прожекторских идей”.

Я ему рассказала о том, что мы к этому времени уже сделали, а мы написали устав, создали все юридические документы, но мы их еще не подали, мы примерно разобрались, кто есть кто в этой компании, мы придумали некую схему и когда я ему рассказала, думая, что он будет против, он сказал: как здорово, давайте.

После этих слов мы собрались уже все вместе и с мая месяца работа кипела. Тихо, об этом почти никто не знал, кроме небольшой компании. Мы писали тексты, Бобров делал сайт с помощью интересных людей, Катя Дубакина, Артемий Николаев разрабатывали всю линию благотворительности. И теперь в рамках “ТОМ”а появился проект “Особые люди”, спектакль, в котором наряду с актерми будет принимать участие и дети из “Центра лечебной педагогики”.

— Работа кипела и летом, в сезон отпусков?

— Да, работа продолжалась. Где-то в конце июля, мы находясь уже в разных местах, все разъехались, кто-то был в отпуске, но каждый делал свое дело и у каждого было свое задание. Моим заданием было написать историю каждого курса, которую разместили на нашем сайте. У  нас были закрытые переписки, я связывалась с ребятами, и это была  очень интенсивная работа. То, что делал Саша Бобров, вообще не поддается описанию, потому что он, не будучи веб-дизайнером, придумал всю эту историю с сайтом, который получился очень красивым и информативным.

— Кто еще включился в работу и какие функции выполнял?

— Хочу отметить, что тут же подключились Сергей Посельский, уже опытный режиссер, тоже наш  выпускник, который вместе с Бобровым, с Артемием Николаевым придумали, как делать презентацию “ТОМ”а.

— Но ведь нужно было еще и подобрать площадку, на которой бы идея воплотилась в жизнь…

— До отьезда в отпуск, я сходила, естественно, вместе с ребятами, к Пушкину Михаилу Васильевичу. Мы сказали, что мы сумасшедшие, пришли просить площадку чтобы в течение трех сентябрьских дней провести мероприятия. Пушкин согласился и выбор пал на 23, 24 и 25 сентября.

Потом мы все подгоняли к этим датам, ведь нужно было организовать этих ребят, которые после окончания университета разбежались кто куда.

— У каждого выпуска были свои спектакли. Будут ли играться спектакли предыдущих выпусков?

— Не знаю. Сейчас на нас навалилось такое количество работы, в плане продаж. Сейчас мы уже зарегистрированы и  это за собой несет некую бюрократическую работу, которую тоже нужно делать.

Сейчас нам нужно все-таки насыщаться новыми названиями, а старые, может быть, будем играть тоже. Для нас, конечно, является примером Сергей Васильевич Женовач и его театр. Пойдем мы этим путем или нет, я не знаю, жизнь покажет. Пока у нас нет ни здания, ни того, кто бы нам помог материально.

— Из спектаклей, которые игрались ранее, какие бы хотели, чтобы игрались в настоящее время в связи с созданием “ТОМа?

-Я бы хотела, чтобы шел “Тартюф” с Алексеем Дякиным,  который делали Сергей Анатольевич Голомазов и Сергей Николаевич Посельский. Также «Фантазии Фарятьева», который прекрасно играл Александр Андриевич, служащий в настоящее время в театре “Эрмитаж”, но думаю, что вряд ли удастся воплотить это в жизнь. «Безотцовщину» мы уже так долго играли, что она просто изжила себя. У выпускников-2014, на последнем курсе была легкая заявка на пьесу Шекспира «Гамлет». Шутка, что она легкая. Очень интересные были  показы, знаю, что в их планах есть задумка продолжить, но это уже как Бог даст, это слишком высокая задача.

И к тому же, надо страницу уметь переворачивать и идти дальше, я это точно знаю. И через какое-то время и эту страницу перевернем, хотя сейчас они пока свежие, хрустящие.

Создавать какую-то реальность театральную, нам это всем интересно. Мне это гораздо интереснее. Пока я  интересна нашим выпускникам, пока я авторитет для них, потом они вырастут, начнут играть в театре, а пока я могу дать совет, не только актерский, но и жизненный. И до какого-то времени можно еще создавать эту идеальную театральную резиденцию, которая в мечте каждого режиссера, педагога, но как известно эта идеальность живет не очень долго.

— Как обстоит дело с площадками, на которых играются  и будут играться спектакли “ТОМ”а?

Нам предложили играть наши «123 сестры» и «Княжну Марью»  в театре ГИТИСа, там мы и будем играть.

в ТЦ на Страстном мы будем играть «Волки и овцы», потому что мы выиграли это право.  Очень хочется предложить себя в Центр Мейерхольда, но для этого нужно время, а мы только-только начали еще.

— С какими проблемами столкнулись во время организации “ТОМ”а и мероприятий?

— Это все оказалось все непросто. Мы и не предвидели то количество проблем, которое возникло в процессе работы. И замечу, что абсолютно нетворческих: нужно заключать договоры, вести отчетность и т.д. Это все нужно делать. Мы все делаем сами, учимся.

С юридическими вопросами нам помогают Виктор и его друзья. Слава Богу, мы встретились и оказались  в нужном месте в нужное время.

Мы должны из своих рядов создать репертуарную часть, зав. труппой. Для меня принципиальная позиция, чтобы это были люди из наших рядов, во-первых, мы не можем платить, пока по крайней мере, я считаю, что в семье же люди всему учатся. Няни и гувернантки у нас не приживаются, я не хочу чужих людей в этом проекте.  Это моя позиция. Я предпочитаю, чтобы человек научился, также как я учусь. Как мне написали в августе: Вера Ивановна, пора. Я каждый вечер писала историю. Я не писатель, я никогда этого не делала. Я писала так, как у меня получалось и я думаю- это самое правильное. Даже если были какие-то недостатки,  это было индивидуальное творчество нашей истории.

  С проблемами разобрались.  А что было легким?

— Когда они вышли на сцену и стали играть спектакль, а старшие играли в «Киноманию», а в финале младшие сыграли свой капустник- это было легко, потому что это было ими прожито, они хорошо обучены, им это нравится.

Оказалось, что это самое легкое. Больше всего я боялась, как они сыграют спектакль.  А это как раз оказалось самым легким. Единственным легким. Больше ничего легкого не было.

— Что для Вас стало приятной неожиданностью  при создании “ТОМ”а?

Самое замечательное, что выпускники 2010 года собрались и провернули эту титаническую работу, для  того, чтобы состоялись спектакли выпускников 2014 года. Если многие наши выпускники, уже будучи артистами театров, разгружают декорации и инвентарь и 3 дня сидят и болеют за младших, то это практически идеал и, думаю, мечта любого педагога. Однако, никто не знает, насколько хватит выпускников и всех, тех занимается “ТОМ”ом.

Для меня многое  было абсолютным сюрпризом и это самое ценное, потому что они это делают для себя, для своих товарищей, старшие берут шефство над младшими. Я честно сказать, горжусь тем, что мы воспитали таких ребят, правда.

Конечно, нам очень помогал Бациев, его друзья. Конечно, какие-то деньги у нас были, мы летом заработали, конечно это были смешные деньги, но мы как-то уложились. И даже надеемся на то, что этих денег хватит на то, чтобы 3 декабря на Открытой сцене произошло наше второе рождение — премьера спектакля, посвящённого нашей благотворительной линии. Это специальная пьеса, написанная об особенных людях, об этих семьях, которые так трудно живут и которым нужна помощь. Играть будут наши бывшие студенты из разных выпусков. Это, по-моему, очень интересно. Репетируют на Открытой сцене. Это проект, не имеющий отношения к Театру на Малой Бронной, это абсолютно отдельный проект, проект молодых. Сергей Анатольевич и я консультируем их, многое смотрим, к примеру, афиши. Но делают они все сами. Это результат их идеи.

— Как начиналась работа над проектом “Особые люди”?

— Об этом лучше расскажут Екатерина Дубакина и Артемий Николаев. Я лишь отмечу то, что как выяснилось, мы нужны детям из Центра лечебной педагогики, Артемий готов работать как режиссер, а Катя тащить этот проект. И летом они поехали с детьми на Валдай, в лагерь, влюбились в них. В общем, вот так это все и случилось.

— Изменились ли еще недавние студенты ГИТИСа, ставшие в июне выпускниками, за прошедшее лето?

— Я считаю, они стали лучше работать, чем раньше. Они становятся актерами. В первый вечер, вечер открытия, растерялись в первый вечер, а потом понеслись. Пока еще за лето не изменились, пока еще такие же. Кто-то “отвалился” сам, кого-то “отвалили” мы. Сейчас идет такой нормальный процесс притирки, у кого-то возникла непреодолимая работа и дай Бог. Кто-то уехал в Америку и учится в Лос-Анжелесе. Но это 2-3 человека, а компания-то пока  вся здесь.

— Почему на открытии “ТОМ”а не игрались другие дипломные спектакли выпускников-2014?

— Играем именно эти 3 спектакля потому, что они у нас есть. “Репетицию Inside”  не можем играть, потому что у нас не хватает нескольких человек, они не могут быть заняты. Для «Осенней сонаты” нужна камерная сцена, идти на большой сцене она не может. Мы в поиске. О существовании этих спектаклей мы тоже помним. Там есть душа, сердце, умение.

Вера Ивановна, а представьте на секундочку, что бы было, если бы не организовали “ТОМ”?

— Мы, наверное, играли бы спектакли, я бы как раньше бегала по разным местам, предлагала спектакли и варианты. Просила бы: давайте мы у вас поиграем. Какие-то 2-3 года я бы потянула. А потом бы спектаклей не стало.

— Каковы планы “ТОМ”а? Чем будете радовать своих зрителей?

— Ставить спектакли, заниматься благотворительностью. В этом году уже набран новый курс и новоиспеченные голомазовцы также уже включились в работу “ТОМ”а. Они помогали: были на открытии, резали и клеили фотографии, встречали гостей, жили эти 3 дня на  в “ТЦ на Страстном”.  Они уже тоже дети “ТОМ”а. 

Мы, например, мечтаем сделать творческий вечер, потому что за 16 лет накопилось уникальное количество капустников. Сергей Анатольевич на это студентов поощряет и сам с удовольствием в этом участвует. И хочется однажды собрать театральных людей и показать это, потому что там могут принять участие наши выпускники, например,ведущий артист театра им Маяковского Алексей Дякин,  Сергей Посельский, Артем Федотов, который уже является кинозвездой. Ищем в этом плане какие-то возможности.

Конечно, нужно заниматься творчеством, не коммерцией же. Мы это не умеем. Если б мы умели.. Если Бог даст нам человека или группу людей, которые нами заинтересуются, или же просто любящих театр, то мы будем просто счастливы. Может быть, Департамент культуры захочет оказать какую-либо помощь нам. Мы будем только счастливы, потому что готовы к любой форме сотрудничества, кроме противоправной. Мы — рачительные хозяева. Главное, чтобы нам повезло еще раз, так же ,как повезло с юристами, и с “ТЦ на Страстном бульваре”.